Торговля с Беларусью: что важно знать об иностранном контрагенте

Попробовать на 24 часа Купить

15 июня 2020

Сотрудничество российских компаний с контрагентами из СНГ подразумевает определенные налоговые и коммерческие риски. Разбираем наиболее часто встречающиеся трудности и публикуем рекомендации от экспертов Контур.Фокуса.

Торговые отношения с Беларусью является значимым направлением в российской экономике. Немаловажную роль в этом играет договор «О Евразийском экономическом союзе», согласно которому обмен товарами между Россией и Беларусью имеет черты бизнес-процессов, осуществляемых на территории одного государства.

Среди преимуществ торговли в ЕАЭС — возможность компенсировать расходы путем возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Таким образом, товар из России, экспортируемый в Беларусь, будет облагаться налогом с нулевой ставкой.

Чтобы вычесть НДС при экспорте в страны ЕАЭС, необходимо собрать документы и предоставить декларацию в налоговую в течение 180 дней с момента отгрузки товара. После этого компанию ожидает камеральная проверка. В ходе проверки сотрудники инспекции должны удостовериться в реальности исполнения сделки. Если налоговую удовлетворит результат проверки, то компании возвращается НДС.

Однако налоговая не всегда возвращает деньги. Среди частых причин для отказа в нулевой ставке — несоблюдение условий предоставления вычета и сотрудничество с неблагонадежным контрагентом. Во втором случае сделка может быть признана недействительной, а у фирмы могут быть неприятности с налоговой. 

Кроме налоговых рисков сотрудничество с иностранной компанией влечет за собой и коммерческие риски, основной из которых — недополучение денежных средств за поставленный товар. При этом исковое производство осложняется различиями судебных систем двух стран, из-за чего взыскание задолженности может затянуться на несколько лет.

Руководитель юридической службы Контура Кристина Селиванова рассказала, что следует сделать компаниям из России, заключающими сделки с иностранными контрагентами, чтобы минимизировать риски и не оказаться проигравшей стороной спора в суде.

1. Убедитесь в добросовестности контрагента 

Для начала уточните у иностранной компании регистрационный номер и дату регистрации, организационно правовую форму, юридический адрес. Проверьте эти данные, запросив выписку из государственного реестра той страны, в которой зарегистрирован контрагент. 

Далее необходимо удостовериться, что компания платежеспособна. Задайте контрагенту вопросы о его финансовом состоянии, размере уставного капитала. Также стоит выяснить руководителей и учредителей, проверить  полномочия лица, указанного подписантом договора.

2. Подтвердите реальность исполнения сделки

Налоговая инспекция также проверяет экономический смысл сделки: какова деловая цель договора, почему компания выбирает именно иностранного контрагента для осуществления сделки. Заранее подготовьте объяснение и подкрепите его документами. Причины сотрудничества с иностранным контрагентом могут быть разными: специфика бизнеса, решение расширять рынок сбыта и т.д. Сохраните отчет о подборе контрагента, маркетинговые исследования.

3. Обезопасьте свою компанию от судебных рисков

Заранее определите рисковые факторы и как можно подробнее пропишите их в договоре: кто несет ответственность за риски сделки, какие существуют способы предотвращения негативных последствий. Такой договор будет служить дополнительным доказательством, что сделка заключена не формально.

Особое внимание уделите международным правилам, и если есть спорные моменты, включите в договор уточняющие положения. Так, стоит обязательно заранее обсудить, на территории какой страны будут проводится судебные разбирательства и право какой страны будет применяться при разрешении споров. Можно предусмотреть в договоре договорную подсудность споров в арбитражном суде по месту нахождения российской компании, а также установить, что применимым правом является законодательство РФ.

Чтобы обезопасить себя от убытков, судебных разбирательств и штрафов ФНС, собирайте как можно больше информации о своем иностранном контрагенте. Современные технические средства позволяют провести вэб-экскурсии в офис контрагента, чтобы убедиться в наличии персонала, и на производство, где будет выполняться заказ на поставку. 

Чтобы не тратить время на командировки в другую страну, вы можете проверить организацию из Беларуси в сервисе Контур.Фокус. 

Данные в сервисе позволят убедиться, что иностранная компания официально зарегистрирована. Обратите внимание на дату создания компании, чтобы избежать рисков сотрудничества с фирмами-однодневками. 

В блоке «Приказные производства» вы сможете найти информацию о долгах или взысканиях компании и сумму исков. Также на карточке представлены постановления экономических судов с итогами дела. При желании можно перейти по ссылке и изучить подробности судебного решения. Эти сведения помогут составить представление о реальном положении контрагента и предупредить о рисках при сотрудничестве с ним.

Чтобы минимизировать риски при постоплате, изучите сведения о налоговых поступлениях иностранного контрагента по НДС. Проверьте наличие задолженности перед бюджетом и исполнительных производств в отношении иностранной компании, которые указывают на недобросовестное отношение к исполнению сделки. Раздел «Задолженности» содержит данные о долгах по налогам, сборам и таможенным платежам. Они загружаются в Фокус с указанием актуальных дат и ссылками на официальные источники. 

В сводке «Банкротство» можно посмотреть текущую и прошедшие стадии банкротства и номер дела.

В разделе «Проверки» указано, какой государственный орган проводит проверку — Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура и пр. Также на карточке можно посмотреть месяц и основание проведения проверки. Косвенно проверки подтверждают реальность финансово-хозяйственной деятельности.

Убедитесь в том, что планируете заключить сделку с лицом, которое не находится в реестре компаний с повышенным риском совершения правонарушений или перечне недобросовестных арендаторов. Предупреждение о нахождении в этих списках можно увидеть в разделе «Особые реестры».

В Фокус загружены актуальные сведения из торгового реестра о более чем 260 000 торговых объектов юрлиц и ИП Беларуси: актуальный статус нахождения в реестре, тип и другие характеристики. У многих объектов представлены также контактные данные. Информация о точках продаж и видах реализуемой продукции поможет лучше узнать о фактическом присутствии компании на рынке.

На карточке белорусской компании содержится информация о наличии сертификатов и деклараций соответствия. Эти сведения позволят избежать убытков в результате сотрудничества с недобросовестным контрагентом, который не соблюдают технические регламенты и производит некачественную продукцию. 

Кроме того, на карточках организаций из Беларуси доступны адреса сайтов. Информация на сайте контрагента позволяет составить портрет компании, уточнить сегмент рынка, удостовериться в реальной деятельности контрагента.

Для полноценной картины на карточке компании собраны ссылки на источники, сведения из которых пока не загружены в сервис. Но вы можете самостоятельно изучить сведения и убедиться в благонадежности контрагента. Со временем в Фокусе появятся все доступные факты о деятельности белорусских компаний.

Таким образом, Контур.Фокус помогает клиентам обезопасить свой бизнес при сотрудничестве с иностранными контрагентами и предоставляет всю значимую информацию. 

Попробовать на 24 часа Купить